С недавнего времени появился новый термин – «чип – тюнинг». Чип-тюнинг включает в себя специализированную настройку системы двигателя автомобиля. В задачу тюнинг-мастера входит настройка электронных контроллеров системы внутреннего сгорания при помощи коррекции программ управления автомобилем. Этот термин появился вместе с появлением электронного управления впрыска двигателя. Внесение изменений в настройки работы двигателя на новые характеристики прельщает своей простотой, а именно – записал в существующую микросхему улучшенную программу и все действия! И не нужно никакой возни с карбюратором или трамблером, но при этом внести изменения в уже существующую программу – дело не из простых. Так же чип-тюнинг включает применение дополнительных модулей, которые способны повышать эффективность топливной и двигательной систем автомобиля.
Такими вещами должны заниматься только специалисты, имеющие определенные навыки и знающие все о процессах: сгорания, происходящих в системе, наполнения цилиндров, процессе опережения сгорания. Естественно таких мастеров – умельцев очень немного.
Не редко возникает вопрос: откуда может взяться лишняя мощность при такого вида тюнинге? Оказывается, что начальная (стандартная) программа выполнена с акцентом на экономичность, а так же с учетом экологичности данного двигателя, а в нашем случае идет замена работы двигателя за счет увеличения подачи топлива. В таком случае закономерно, что заметно страдают и экономичность и экологичность. Такого изменения не может себе позволить не один производитель, но с легкостью позволяют себе частные лица.
Такого вида тюнинг условно делят на три уровня: первый – самый легкий (снимают с автомобиля контроллер и на программаторе записывают в него новую, измененную программу.) В зависимости от вида контроллера несколько меняется и процесс замены стандартной микросхемы на перепрограммированную. Точно такие же действия выполняют как на восьми – так и для шестнадцати - клапанных двигателях.
В случае необходимости переделка автомобиля, оснащенного нейтрализатором то это повлечет за собой дополнительные траты на переделку, поскольку возникнет необходимость менять глушитель с каталитическим нейтрализатором на обычный. В такой ситуации, возможно сэкономить только на выпускной трубе, если выбить из нее начинку. Но при этом возникнет ситуация резонирования пустого нейтрализатора на переходных режимах двигателя, а датчик кислорода останется в приемной трубе в качестве заглушки. В такой ситуации – он не работает. Заменой исходной программы добиваются увеличение мощности на 3 – 4%, при этом расход топлива увеличивается примерно на 0,5 – 1 литра, а если рассматривать предельную ситуацию то на 1,5 – 2 литра.
Второй уровень называют углубленным. Здесь уже кроме замены микросхемы устанавливают еще и распределительный вал с измененными фазами, а так же большим радиусом кулачка. При этом значительно увеличивается количество вариантов комплектации, поскольку каждому валу необходима своя программа. В комплекте с валом необходимо приобрести и разрезную шестерню привода ГРМ, поскольку кроме фаз ГРМ требуется еще и регулирование хода толкателя клапана по индикатору. Работы по замене распределительного вала и замене существующей программы естественно обусловлены еще более высокими затратами. Таким способом мы увеличим мощность на 8 – 10%, но и расход вырастет до 10 литров на сто километров.
Третий уровень называется глубоким. В этой ситуации в двигателе автомобиля меняют коленвал, поршни, шатуны и дорабатывают головку блока. При этом ее объем вырастет до 1,6 литра. Стоимость в этом случае работ – максимально высока. Но при установке еще более высокого блока – рабочий объем возрастет до 1,8 литра.
Возникает закономерный вопрос – а где же брать такого рода программы? Самый распространенный вариант ответа – из интернета, но при этом нужно учитывать и свои нюансы! Если скачиваемая версия бесплатная, то и вероятность получения правильной – ничтожно мала. Но в случае скачивания программы за деньги, продавец дает гарантию на товар. Так же есть возможность приобрести программу в автосервисе, специализированном магазине, на рынке. Но лучше всего конечно выбрать покупку в автосервисе, где опытные специалисты смогут все грамотно объяснить и установить купленную программу на ваш автомобиль с гарантией качества. Конечно при покупке товара в магазине, Вам выдадут товарный чек, а при обмене некачественного товара в этом же магазине могут потребовать справку из автосервиса о неисправности данной покупки, а доказать этот момент сложно, поскольку запуск двигателя все равно производится. Поэтому многие водители обращаются за покупкой такого блока на авторынки, но тоже нет никакой гарантии исправности покупки и получения от автомобиля ожидаемого результата.
Чип-тюнинг дизельного и бензинового двигателей
Главный момент - важно понять: что Вам может дать чип-тюнинг дизельного или бензинового двигателей. На сколько эффективны внесенные изменения - нужно рассчитать индивидуально для каждой марки автомобиля и, естественно, будет зависеть от модели, общего веса, всех физико-технических характеристик машины. Обычно к чип-тюнингу транспортного средства обращаются для того, чтобы повысить мощность встроенного двигателя, но самым ожидаемым результатом, остается экономия топлива. Еще чип-тюнинг бывает полезен тем, кто имеет желание изменить режимы работы автомобиля, внести изменения в механической комплектации или внести некоторые изменения в электронные компоненты двигателя. Чип-тюнинг основывается на подключении специального цифрового блока управления к стандартной системе автомобиля. Подключенный цифровой блок берет на себя все главные регулирующие функции машины. Если такой блок отсоединить, то автомобиль возвращается в работу в стандартном режиме. Как итог – получение более эффективной системы, которая настроена под личные нужды.
Как провести Чип-тюнинг своими руками
Самая настоятельная рекомендация - воздержаться от выполнения чип-тюнинга своими руками. При проведении манипуляций с программами, возможно внесение полного разбалансирования во всей системе контроля и управления автомобилем, нарушение баланса работы всех систем. Иногда автовладелец может и не знать о том, какие изменения были внесены в программное обеспечение его автомобиля. Частенько увеличение мощности мотора или экономия топлива в вашей машине получаются за счет значительного роста выбросов токсичных веществ (в частности СО2).