Министерство транспорта подготовило проект закона, согласно которому всех владельцев автобусов и фур, которые не используют навигационную систему ГЛОНАСС, будут штрафовать. Штрафы не маленькие - до 50 тыс. рублей. Эксперты предупреждают, что это неизбежно приведет к удорожанию перевозок.
Ознакомиться с проектом закона, кстати, можно в интернете. Он опубликован на сайте Минтранса: проект федерального закона «О внесении изменений в КоАП», который предусматривает введение штрафов для всех владельцев общественного транспорта и большегрузных автомобилей, которые не используют приборы навигационной системы ГЛОНАСС.
Вот что там, в частности, сказано: «Осуществление перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованном аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2500 рублей, на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, – 5000 рублей, на юридических лиц – 50 000 рублей». Предполагается, санкции за неиспользование системы ГЛОНАСС будут введены уже в июле 2011 года.
В 2010 году вступил в силу новый технический регламент безопасности колесных транспортных средств. Он предусматривает обязательное оснащение всех автобусов и фур навигаторами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (можно установить обе системы одновременно). Получается, что чиновники вводят административную ответственность за неиспользование российской навигационной системы владельцами автобусов и большегрузов.
А к 2013 году в техрегламент будут внесены поправки, которые обяжут вообще все новые колесные транспортные средства, продаваемые на территории России, оборудовать устройствами ГЛОНАСС. И неважно, установлена ли уже на продаваемую или собираемую в России иномарку современная навигационная система. На таких авто тоже должны будут появиться отечественные навигационные модули.
При этом параметры навигационных модулей законодательно до сих пор не прописаны. К чему это ведет, все понимают. Установил, скажем, перевозчик, согласно закона, приемник на своей машине, а он постфактум окажется не соответствующим требованиям. Ну, и менять придется, куда деваться-то.
Вот что сказано в ФЗ «О навигационной деятельности» от 14 февраля 2009 года: система ГЛОНАСС необходима «в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров».
Однако собственная навигационная система позиционируется в первую очередь как страховка от ЧП, если вдруг западная GPS работать перестанет, а российские военные и экстренные службы останутся с ограниченным определением координат.
«Для военных это смерти подобно, а гражданские службы резко утратят свою эффективность, – делает вывод эксперт ГК «Эшелон Геолайф» Михаил Каштанов. – У нас отставание по гражданскому применению навигационной системы составляет более 20 лет. Сейчас встал вопрос о коммерческом применении, и отставание в 20 лет нельзя компенсировать мягкими методами, поэтому директивные методы вызваны необходимостью очень быстро внедрить ГЛОНАСС в нашу повседневную жизнь.
Система вводится в расчете на то, что оператор сможет достаточно точно отслеживать, где транспортное средство находится и занимается выполнением целевых обязанностей». При этом точно определить, например, виновника ДТП система не поможет – ее погрешность составляет 10–15 метров. Кстати, самый простой модуль ГЛОНАСС может стоить от 15 тыс. рублей, а с большим количеством параметров для пассажирского транспорта сумма может увеличиться до 50 тыс. рублей.
Поэтому, совершенно однозначно, требования по оснащению машин ГЛОНАССом в первую очередь скажутся на удорожании перевозок для потребителей, - в этом уверен исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.
В России зарегистрировано 950 000 пассажирских автоперевозчиков. Многие из них уже начали устанавливать навигационные системы. «Много компаний несколько лет назад оборудовали свои машины навигацией, но у них у всех стоят приемники GPS, и что теперь, получается, они должны быть все заменены?» - недоумевает Свешников.
Председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко опасается, что закон об обязательном пользовании ГЛОНАСС примут до того, как будет организован компетентный орган по контролю за получаемой с помощью системы информацией.
«Сейчас нет полномочного ведомства, которое бы отвечало за данные этой системы. Появится ли оно – в качестве структуры при МВД, например, – до введения обязательной установки ГЛОНАСС? На этот счет есть большие сомнения. А следовательно, нет никаких гарантий относительно того, кем и как будут использоваться данные системы», – говорит он. Кроме того, отмечает Войтко, сам по себе монополизм вызывает вопросы. «Должен быть выбор. Сейчас он есть: комплект различных GPS-систем может стоить от 4 до 20 тыс. руб. – если мне, к примеру, нужно контролировать свои десять грузовиков на трассе Москва – Самара, мне много не надо».
Сколько может стоить ГЛОНАСС, пока никто, к сожалению, не знает. Но вряд ли государственная программа, в которую вбуханы миллиарды казенных денег, обойдется простым пользователям дешевле альтернатив, предлагаемых рынком на конкурентной основе.
ГЛОНАСС – кто платить будет?
Источник: Газета.Ru
Фото: veved.ru, rian.ru