Водородное топливо? Девять рублей литр!

Еще недавно казалось, что массовый автомобиль на водородном топливе – дело далекого будущего. И вот – пожалуйста! Британские ученые заявили о создании водородного топлива, которое можно будет использовать в обычных двигателях внутреннего сгорания уже через 3–5 лет. Это топливо не потребует модификации транспортных средств, будет стоить не дороже обычного бензина и не будет загрязнять окружающую среду выбросами парниковых газов.

То есть нельзя сказать, что топливо, которое считается альтернативой современным углеводородным топливам, производимым из полезных ископаемых уже готово. Британские ученые объявили о значительном прогрессе в его создании. По заверениям компании Cella Energy, новое топливо не только сделает транспорт более экологичным и снизит потребности городов в нефти, но и позволит сохранить существующие транспортные средства, не переходя на другие типы двигателей.

Как пишет The Daily Mail, водородная энергетика, строго говоря, существует уже около 200 лет. Когда изобретатель Франсуа Исаак де Риваз создал двигатель внутреннего сгорания в 1806 году, его машина работала как раз на водороде, затем началось использование светильного газа (смесь водорода, метана, монооксида углерода и других горючих газов). Бензин в двигателях внутреннего сгорания стали применять лишь после 1870-х годов. Водородом заправляли дирижабли.

В конце XX века некоторые компании предлагали дизайн автомобилей, автобусов и даже самолетов на водородном топливе. В начале 1980-х годов в конструкторском бюро Н. Д. Кузнецова (Самара) были разработаны авиационные двигатели, предназначенные для пассажирских самолетов Туполева. А ведь эти двигатели, работающие на водороде, прошли стендовые и летные испытания! Программа была остановлена в начале 90-х годов – деньги кончились.

Беспилотные и пилотируемые самолеты на водороде проектирует Boeing. Автомобили на водородном топливе в настоящее время выпускают BMW, Ford, Mazda, правда количество таких автомобилей очень далеко от массового. Автобусы на водородном топливе обслуживают пассажиров Лондона и Берлина.

Самое главное преимущество водорода перед углеродсодержащими топливами в том, что при его сгорании (соединении с кислородом) в качестве продукта реакции образуется только вода, безвредная для окружающей среды. Любое природное топливо при сгорании выделают большое количества углекислого газа (диоксида углерода), а также вредные для окружающей среды и здоровья людей оксиды азота и серы.

У водородной энергетики есть проблемы. Основная – сложность и энергоемкость производства водорода, а также сложности его транспортировки: смесь водорода и воздуха чрезвычайно вызрывоопасна в широком диапазоне концентраций.

Но британские ученые считают, что им удалось разрешить многие из этих проблем. Они предлагают технологию производства водородного топлива, которое будет стоить не дороже обычного бензина и позволит использовать обычные двигатели внутреннего сгорания современных автомобилей. Предполагаемая себестоимость топлива, которое обещают внедрить в производство в течение трех-пяти лет, – 19 пенсов (или 9 рублей) за литр.

Фирма Cellar Energy, которая разрабатывает эту технологию, держит в секрете подробности новинки, но утверждает, что первые автомобили будут испытаны в «боевых условиях» уже в следующем году.

Руководитель проекта, профессор Стивен Беннингтон рассказывает: «Водород по многим параметрам является совершенным топливом. При его сгорании выделяется в три раза больше энергии, чем при сгорании аналогичного количества бензина, а продукт его сгорания – вода – совершенно безвреден. Мы разработали новые материалы, способные аккумулировать водород. С ними у нас есть реальная возможность перевести машины, самолеты и другие транспортные средства, двигающиеся с помощью бензина, на альтернативное топливо».

Цена в 19 пенсов за литр лишь стартовая цифра; цена с учетом налогов в Великобритании составит до 60 пенсов (29 рублей). И это все равно меньше, чем цена литра топлива, которое покупает сегодняшний британец на заправках. Ну, а секрет «упаковки» водорода – создание материала, содержащего микроскопические сферические полости, в которых хранится топливо.

Они обеспечивают стабильное и надежное хранение газа. Эту технологию разработали совместными усилиями Лаборатории имени Резерфорда и Эплтона, Университетского колледжа Лондона и Оксфордского университета.

Авторы изобретения утверждают, что полного бака топлива автомобилю хватит, чтобы проехать 300–400 миль (500–600 км), и это сопоставимо с эффективностью современных ДВС. Электрокары по этому параметру проигрывают, так как аккумуляторы самого большого объема пока не способны запасти нужное для такого долгого пути количество энергии.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии