О важности первого впечатления, кажется, знают все. Во всяком случае, многие на собственном опыте убедились, что первое впечатление о человеке, как правило, глубоко укореняется в сознании и практически не подвержено видоизменениям, сколько бы времени ни прошло. Отчего так происходит?
В специализированном научном журнале Journal of Experimental Psychology: General ("Общие представления об экспериментальной психологии") психолог-исследователь Бертрам Гавронски опубликовал выводы, полученные в рамках международного исследования.
Оказывается, все дело в том, что новый опыт общения с человеком, который противоречит первому впечатлению о нем, оказывается, "завязан" на контексте, когда создалось то самое первое впечатление. В то же самое время первые впечатления все еще доминируют в других контекстах.
Чтобы было понятнее, приведем пример: на работе ваш новый коллега произвел на вас плохое впечатление, а через несколько недель вы столкнулись с ним на вечеринке, и он оказался "отличным парнем".
Теперь, хотя вы и убедились в ошибочности своего первого впечатления о нем, все равно, в душе вы будете верить, что коллега бывает хорошим человеком только в том же самом контексте – то есть на вечеринках и в других подобных обстоятельствах. А первое впечатление будет диктовать вам отношение к коллеге во всех иных контекстах.
Согласно выводам психолога, о которых информирует научно-популярное интернет-издание LiveScience, человеческий мозг сохраняет пережитый опыт, нарушающий ожидания, в качестве исключения из правила. А правило, согласно которому, наш коллега – так себе человечишка – никто отменить не в силах, оно продолжает действовать. Вернулись с праздника на работу – всё, подсознание отложило временно надетые розовые очки и надело черные.
В рамках исследования психолог Гавронски и его сподвижники демонстрировали добровольцам на компьютерных мониторах фотографии незнакомца в сопровождении позитивной или негативной информации. Позже участникам эксперимента представили новую информацию о том же самом индивиде, которая не совпадала с изначальными сведениями.
Затем ради изучения влияния контекста исследователи неуловимо и вкрадчиво изменили фон компьютерной картинки, пока участники опыта составляли впечатление о представленном им "герое".
Когда ученые в дальнейшем замерили спонтанную реакцию добровольцев на изображение изучаемого ими персонажа, им стало ясно, что новая информация действительно повлияла на мнение участников, но только в том случае, когда "герой" был представлен на цветовом фоне, при котором добровольцы усваивали новую информацию.
В противном случае на реакцию участников исследования все еще продолжала оказывать влияние первая полученная информация, когда "героя" обсуждения представляли на ином заднем фоне.
Так, как же избавиться от первого неверного впечатления о человеке, которое, как выясняется, действительно столь устойчиво? По мнению Гавронски, для этого необходимо "бросить вызов" первому впечатлению при разных множественных обстоятельствах/контекстах. В таком случае, убежден психолог, новые опыты общения с этим человеком разгрузятся от изначального контекста, и сложившееся первое впечатление постепенно утратит свое влияние и значение.
Однако, если бороться с первым впечатлением в рамках одного и того же контекста, то это ни к чему не приведет, что бы вы не предпринимали – первое впечатление будет по-прежнему доминировать в вашем сознании вне зависимости от того, как часто ему противоречат новые опыты общения. Авторы исследования полагают, что полученные ими выводы могут оказать ценную службу при лечении различных клинических расстройств и фобий.
Первое впечатление: не вырубить топором
Источник: Point.Ru
Фото: photosight.ru