Для того, чтобы еще лучше бороться с терроризмом и экстремизмом, МВД предлагает ввести цензуру в интернете и ужесточить наказания за экстремистские преступления. Эксперты полагают, что МВД хочет облегчить себе жизнь и приравнять интернет к СМИ, что невозможно.
Ужесточить контроль над интернетом, определив его правовой статус в законе «О СМИ» - такое предложение поступило от ученых ВНИИ МВД. Как говорится в рекомендациях научно-практической конференции, состоявшейся в московском ВНИИ МВД, это позволит вводить «государственные цензурные ограничения и запреты на распространение экстремистской пропаганды», передает «Интерфакс».
С просьбой прокомментировать ситуацию «Газета.Ru» обратилась к депутату Роберту Шлегелю, который напомнил, что в Госдуме уже не раз встречались с инициативами о приравнивании интернета к СМИ, однако это мера неэффективная.
«Интернет и СМИ не равноценны, интернет гораздо сложнее: к примеру, сайт банка не может быть средством массовой информации», - пояснил Р.Шлегель. Он полагает, что законодательство, регулирующее деятельность интернета, нужно, но при его создании нужно отталкиваться от того принципа, что в виртуальном пространстве должно быть можно то же, что и в офлайне.
Действующего законодательства для борьбы с экстремизмом в интернете хватает, «но не во всем», отметил парламентарий. Над приведением законодательства в соответствие с нуждами общества в Госдуме уже работает специальная рабочая группа, сообщил депутат.
Замдиректора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова:«Желание порулить интернетом представителями МВД озвучивается два-три раза в год». До сих пор подобные рекомендации оставались теоретическими. «При этом преследовать за публикации в интернете отсутствие дополнений в те или законы до сих пор не мешало», - напомнила эксперт.
Так, по подсчетам «Совы», в 2010 году по «экстремистским» статьям вынесены 52 приговора, четверть из них - за «интернет-болтовню», отметила Кожевникова. «Поэтому все эти разговоры - только от желания милиции и прокуратуры облегчить себе жизнь», - считает она.
В качестве альтернативной антиэкстремистской меры предлагается упоминание интернета в качестве одного из условий совершения преступления экстремистской направленности в статье 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Это позволит квалифицировать экстремистские преступления не по первой, а по более жесткой, второй части статьи 282, пояснила смысл предложения Кожевникова. Ч.1 ст. 282 УК РФ сейчас предусматривает наказание до 4 лет лишения свободы, ч. 2 той же статьи - до 5 лет заключения.
А саму статью 282 предлагается перевести из категории «средней тяжести» в «тяжкую» (соответственно, с более продолжительным сроком заключения). Такая же рекомендация сделана в отношении ст. 280 УК РФ (публичные призывы к насильственному изменению государственного строя). Это «позволит расширить возможности правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении участников организованных групп и преступных сообществ экстремистской и террористической направленности».
Кожевникова считает, что и в этом случае милиция также печется не об ужесточении наказаний для преступников, а об облегчении своей работы: «Сейчас сотрудники (милиции) не успевают уложиться в сроки давности (2 года)». Что касается сроков наказания, то даже сейчас суды почти никогда не дают осужденным максимума. Так, из 61 человека, осужденного в рамках 52 дел этого года, 26 приговорены к условным срокам, а из 16 человек, осужденных по ст. 280, 9 получили условные сроки и ни один человек не получил реального срока заключения.
«Я крайне отрицательно отношусь к этой инициативе. Если ваши сотрудники заказывают по пять экспертиз, чтобы убедиться в том, что фраза «Бей хачей!» разжигает рознь, конечно, они не успеют расследовать дело. Но это не должно быть проблемой граждан», - подвела черту эксперт.
Цензура в рунете: пока только предложения
Источник: Газета.Ru
Фото: wordpress.com