
Законопроект «О порядке предоставления государственных регистрационных знаков личных автомототранспортных средств «особенного» образца» внес на рассмотрение Государственной думы первый зам руководителя комитета по безопасности Михаил Гришанков («Единая Россия»).
Из текста законопроекта и пояснительной записки к нему следует, что «особые» номерные знаки следует продавать в открытую через интернет-аукционы. Это, во-первых, позволит образовать для бюджета новый источник доходов и, во-вторых, уничтожит коррупционную составляющую в процессе присвоения номеров.
Авторы полагают, что организовывать торги будут государственные органы субъектов РФ. В перечень индивидуальных регистрационных кодов, выставляемых на продажу, будут включены «варианты, представляющие, по мнению органа власти субъекта РФ, интерес для его участников», а также «соответствующие предложения граждан и юридических лиц, желающих принять участие в проводимых электронных продажах».
Однако предложения всё равно придётся согласовывать с регистрирующими органами. Как рассказал Гришанков, инициатором и одним из основных авторов законопроекта является губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
«Идея о продаже номеров была высказана Олегом Анатольевичем около года назад. В течение всего этого года мы согласовывали проект с ГИБДД, МВД и другими инстанциями, – говорит депутат. – В частности, в начале осени готовность пойти путём открытой продажи номеров выразил глава Госавтоинспекции Виктор Кирьянов». По словам депутата, в ходе подготовки законопроекта его авторам пришлось внимательно изучить все пути, которыми красивые и запоминающиеся номера добываются сегодня.
«Первый путь – просто счастливый случай, вроде рулетки: человеку в порядке живой очереди достался яркий номер. Второй путь – по знакомству: у соискателя номера есть связи в руководстве ГУВД или ГИБДД. Третий путь – нет личных знакомых, но зато есть большое количество денежных знаков, с помощью которых он получает тот номер, о котором мечтал. Последние два пути, как легко понять, часто совпадают», – сообщил депутат. По мнению Гришанкова, начало открытой продажи номеров просто легализует торговый процесс, и без того имеющий место.
В том, что «красивые» номера найдут спрос у российского потребителя не сомневается генеральный директор Русского аукционного дома Александр Куранчев не сомневается, что «красивые» номера найдут спрос у российского потребителя.
«Это будет востребованная позиция у определенной категории наших соотечественников, считающих подобные номера своеобразным знаком отличия, – сказал эксперт. – Конечно, потенциальный объем рынка представить себе трудно – но мы бы охотно согласились провести пробные торги по этим позициям». Что касается итоговой стоимости подобных номеров – то она, видимо, все же будет ограничена стоимостью нового автомобиля. К примеру, номера за 10 тыс. евро уходить будут вряд ли – все-таки возить на двух металлических пластинах своего автомобиля ещё один автомобиль мало кто захочет, уверен эксперт.
С Куранчевым согласился Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. «В Москве сам по себе хороший знак стоит до 100 тыс. рублей. Это предел. И только с «блатным талоном» стоимость номера может доходить до $15 тыс.», – говорит он.
Травин, впрочем, полагает, что «чёрный рынок» регистрационных знаков от введения аукционов не исчезнет. «У нас в России «красивый» номер – не признак хорошего вкуса, как во всем мире, а признак связей во власти, в органах ГИБДД в частности, – объяснил правозащитник. – Важно не то, что буквы красивы, а то, что с ними можно безнаказанно уехать от любого инспектора ГИБДД. Инспектор стоит на дороге, видит машину с номерами 001 – и, естественно, не останавливает её, что бы человек за рулём ни нарушал. Нарушитель уходит от наказания, потому что «всё равно уйдёт, а у меня будут неприятности».
«Если завтра аналогичные номера появятся на аукционах – инспекторы по-прежнему будут махать на них рукой. Откуда им знать, приобрел автовладелец этот номер или получил по блату? И пока мысль о том, что машины с определенным сочетанием цифр и букв на номерах ему тормозить нельзя, не исчезнет из его сознания – толку от этой меры не будет».
Вдобавок, напоминает Травин, «служебные» номера, напрямую намекающие на связь с определёнными властными органами, в свободную продажу всё равно не поступят. А значит их будут по-прежнему продавать подпольно.