А вы химию в школе учили? Специалисты утверждают, что химия — один из самых непонятных и плохо усваиваемых в рамках школьной программы предметов. Между тем химия живет с нами и вокруг нас, и людьми, у которых отсутствуют знания по этой дисциплине легко манипулировать, когда дело касается принципиально важных вопросов.
Вот вам несколько простейших вопросов: из чего состоит нефть? Какова формула азотной кислоты? Формула уксусной кислоты? Небольшой опрос показал, что на эти вопросы смогли лишь частично ответить высококвалифицированный инженер и астроном, а программист, юрист, системный администратор и рабочий затруднились. А ведь это самые что ни на есть азы химии, как таблица умножения в математике.
Школьники начинают изучать химию позже остальных дисциплин, и на нее приходятся последние 4 года обучения. Может, поэтому химия совершенно не усваивается подавляющим большинством учеников. Такое ощущение, что знания улетучиваются из наших голов, не успев там как следует прописаться.
«Да зачем нам эти формулы?» — дружно восклицают и стар, и млад. Да, собственно, затем же, зачем нужно и все остальное знание. Каждый человек должен иметь собственное объективное представление о мире, которое позволит ему ориентироваться среди потоков информации . А то ведь может получиться как с американцами, которые искренне предполагали, что война в Южной Осетии идет на территории штата Джорджия.
Так где же нам может понадобиться химия, спросите вы? Вообще-то химия находится вокруг нас и внутри нас, а недостаток знаний в этой области может затронуть жизнь и здоровье людей. Например, очень уместно помнить, что спирт — это не ОН, единственный и ценный компонент водки.
Спирты — это класс соединений (функционально группа — действительно ОН), к которому относятся сотни и тысячи веществ. И лишь одно употребляется для увеселения в составе спиртных напитков — этиловый спирт C2H5OH, или этанол. Попытка употребления других спиртов (они отличаются числом атомов углерода и строением углеродного скелета) может закончиться плачевно.
Почему спиртовым раствором йода открытые раны обеззараживать не рекомендуется, а вот перекисью водорода можно? И что вообще такое эта перекись водорода — химия, «подарившая миру блондинок»? Чем вредна нефть, разлившаяся в Мексиканском заливе, а чем — реагенты, используемые для ее сбора?
Химия, она – повсюду. Полимерная промышленность, удобрения, топливо, металлургия. «Черное золото» — нефть — это сложная смесь химических веществ, жизненно важных исходных компонентов для всей химической, в том числе полимерной, промышленности. Понимание этого людьми в разных странах мира — ключ к проблеме энергосбережения.
Элементарные химические знания состава нефти позволяют понять, что проблема «когда кончится нефть?» куда глубже, чем вопрос «на чем будут ездить автомобили?» Нефть – это сложная смесь углеводородов — от низших, с небольшим количеством атомов углерода, до высших. Полимеры же — пластики, резины, полимерные волокна — это углеводороды с очень большим (до миллионов) числом звеньев, и продукты переработки нефти — важнейшее сырье для их синтеза.
Возможно, кое-кто помнит из школьного курса знаменитое изречение Дмитрия Менделеева о том, что сжигать нефть — это все равно, что топить печь ассигнациями. Несмотря на общий прогресс, человечество очень мало продвинулось в разработке альтернативных видов энергии.
По статистике, на 2005 год на долю ископаемого топлива в производстве электроэнергии приходилось 66,4%. И, кстати, о процессе горения — как нефтепродуктов, так и леса, торфа — мы знаем ужасающе мало. Возможно, многие пережившие смог в Москве до сих пор не в курсе, что частички сажи, содержащиеся в смоге горящих торфяников, грозят им легочными заболеваниями в будущем.
Как же еще мы получаем электроэнергию? На долю ядерной энергии приходилось в 2005 году 15,2%, а на долю гидроэнергии — 16,2%. Альтернативным источникам достались жалкие 2,2%. Между тем, комплексная проблема будущей нехватки нефти, как уникального природного сырья, почти не занимает общественное сознание. Может, потому что нефть – это что-то малопонятное, что-то вроде метафоры «черное золото»?
И это всего лишь один пример бессознательного отношения к принципиально важным вопросам современной действительности. Изучать общественное мнение по столь сложным вопросам, как нанотехнологии и их применение или создание контейнеров для водородного топлива, нет смысла — просто выяснится, что формула водорода известна далеко не всем, а «нано — это сколько?» — вопрос вообще сакральный.
В результате все рассуждения о науке в СМИ становятся заклинаниями на языке жрецов, а оценки беспомощный обыватель вынужден черпать из высказываний политиков, лишаясь возможности сознательного выбора.
Главное, чтобы родители не поддерживали своих чад, которые полагают «а ну ее, зачем нам эти формулки», иначе всё более непонятным и чуждым будет становиться для них современный мир и тем более беспомощными они будут перед лицом будущего.
Химия? Элементарно!
Источник: Газета.Ru