"А вот давай я тебе рублей пять дам, а ты мне карточку щелкать не будешь?" - уже в другом автобусе дедуся втихаря пытается торговаться с кондуктором, оговаривая условия сделки на весь автобус. "Милок, а сколько у меня проездов-то осталось?". - "Один". - Ох, матушка-голубушка, а как же я из больницы-то поеду? Вот те на! Хоть совсем не лечись..."
Я давно не ездила на автобусах. А потому поначалу пенсионеры с пластиковыми карточками и кондукторы с электронным устройством в виде буквы "Т" меня несколько озадачивали. Но вскоре я привыкла... к тому, что теперь большая часть претензий пассажиров концентрируется именно вокруг этого Т-образного прибора (многие забыли даже про замерзшие окна, из-за которых не видно остановок, кои, в свою очередь, никто не объявляет). Хотя прибор тут, конечно, не причем. Все дело в проекте "Единая социальная карта льготника".
Напомню: в январе прошлого года краевые чиновники внедрили систему социальных карт, благодаря чему люди, имеющие право на субсидии, могли совершенно бесплатно ездить в общественном транспорте. Однако вскоре государственные мужи одумались и количество поездок ограничили. Лимит ввели в связи со злоупотреблениями с картами - льготники передавали их родным и близким, из-за чего краевой бюджет терял серьезные деньги, а члены семей пенсионеров, инвалидов и пр. не тратились на проезд.
Теоретически чиновников понять можно: их действительно обманывали, казну - обкрадывали. Но! Пусть тот, кто не воспользовался бы возможностью сберечь лишнюю копейку (образно), первым бросит камень. Периодически в супермаркете совершенно незнакомые люди из очереди просят у меня дисконтную карту. И вряд ли таким образом они пытаются обворовать владельцев магазина. Это обычное желание сэкономить, если хотите - круговая порука, ставшая особенно заметной сейчас, в кризис.
Изначально специалисты подсчитали, что человек, имеющий право на бесплатный проезд, в среднем совершает 26 поездок в месяц. Однако очень скоро выяснилось, что на самом деле льготники ездят по 36 раз в месяц. Каким научным методом вычисляли эти данные, - мне до сих пор непонятно. Впрочем, интереснее другое - всех льготников причесали под одну гребенку. Малоимущие школьники, пенсионеры, сироты, труженики тыла, почетные доноры, ветераны труда, пострадавшие при аварии на Чернобыле... Оказывается, все они ездят одинаково часто - что неходячий пенсионер, что студент-инвалид, посещающий университет, библиотеку, больницу...
Ситуация с электронными проездными действительно очень сложная. И мы, простые смертные, наверняка даже не представляем, насколько трудно сделать так, чтобы и деньги расходовались по назначению, и льготников не ущемляли. А главное - как "привязать" конкретную карту к конкретному человеку. Ясно одно: над самыми незащищенными гражданами поставили очередной эксперимент, который, как это обычно у нас водится, провалился. И пока чиновники думают, как устранить недочеты и просчеты в системе, льготники продолжают ругаться и выгадывать. И лично я их нисколько не осуждаю...
Наталья Алексеева, Сегодняшняя Газета