Самая известная в России белорусская ска-панк группа "Ляпис Трубецкой" в очередной раз выступила в красноярском баре "Че Гевара". Музыканты заехали в наш город в рамках "Культросвет-тура", посвященного выходу нового альбома.
Культурно просветились
Выступления "Ляписов" не в новинку для местной публики. Группа давала концерты в Красноярске и в 2006, и в 2008 годах, а буквально этим летом белорусские музыканты бесплатно играли для всех любителей пива на острове Отдыха. Но фанатов у белорусов со временем меньше не становится, поэтому и на этот раз в "Че Геваре" было не протолкнуться, а толпа дружно скандировала: "Ляпис! Ляпис!" И вот они появились - со своей песней-визиткой, слова в которой подходят для начала любого концерта: "К нам приехал Трубецкой, он как Элвис, но живой". И далее - почти два часа драйва. Песни из предыдущих альбомов "Манифест" и "Капитал" чередуются с композициями из только что выпущенного "Культпросвета". Несмотря на то, что новый альбом официально вышел в свет только первого сентября, фанаты уже знают наизусть почти все композиции. Тем более что "Культпросвет" можно было скачать в Сети еще раньше даты официального релиза - прямо на сайте группы имеется ссылка со словами: "Не давай буржуям на чай - "Культпросвет" бесплатно качай!" Такие акции по борьбе с пиратством "Ляписы" проводят уже не в первый раз.
Конечно, в эпицентре были вокалисты: бритый и накачанный Сергей Михалок и Павел Булатников в своей привычной шляпе. Хотя немало внимания на себя оттягивали и тромбонист с трубачом. Последний дико вращал глазами и вытанцовывал нечто безумное. Михалок (тот, кого несведущая публика, собственно, и величает почему-то Ляписом) перед каждой песней читал стихи с бравурным выражением. Изредка обращался и прямо к зрителям. Например, во время короткого перерыва, пока музыканты вытирали пот и пили воду, Сергей отметил, жуя шоколадный батончик, что известным человеком быть хорошо: накормят, подарки подарят. "Халява, а не работа, так что все - в артисты!" - резюмировал певец.
Толпа бесновалась в центре зала. Как обычно, какая-то пьяная личность попыталась забраться на сцену... "Ляписы" закончили свое выступление песней со словами "ребята, харэ, отработали лавэ". Правда, вышли-таки на бис и спели еще "Розочку", "Зорачкi" и "12 обезьян". В общем, все остались довольны.
Досье
Группа "Ляпис Трубецкой" существует с 1990 года. Первое время музыканты были популярны только на своей родине - в Белоруссии. Название группы взято из книги Ильфа и Петрова "12 стульев", один из персонажей которой носил псевдоним Никифор Ляпис-Трубецкой. Лидером коллектива сразу стал тогда еще студент института культуры Сергей Михалок.
После выпуска в 1996 году альбома "Раненое сердце" "Ляписов" настигает волна популярности. На вручении белорусской музыкальной премии "Рок-коронация - 96" музыкантам достались три награды из четырех возможных.
Потом наступает "московский" период, появляются песни, принесшие группе общероссийскую известность: "Аy", "Ты кинула", "В платье белом". После выхода кавер-версий на композиции "Зеленоглазое такси" и "Крошка моя" за "Ляписами" окончательно закрепляется ярлык поп-шутов. Такой имидж музыкантов совсем не устраивал, их пародийный посыл неверно был принят за чистую монету. Поэтому группе пришлось начать свою историю с чистого листа, выпустив в 2007 году альбом "Капитал" с текстами социальной и политизированной направленности и музыкой, на которую явное влияние оказали ска и регги. Братом по разуму для "Капитала" стал и следующий альбом - "Манифест", да и совсем новый "Культпросвет" в принципе скроен в том же ключе. От старых "Ляписов" не осталось и следа во всех смыслах. Они изменились как внешне, так и внутренне, а старые "народные" хиты больше вообще не поют на концертах. Впрочем, современной фанатской аудитории вполне по душе жесткий ска-панк, а песни с текстом "социальная защищенность, пенсионный фонд, я ложил на вас свой огромный железобетонный болт" кажутся довольно актуальными.
Прямая речь. Солист Сергей Михалок
О старых и новых песнях
"Я понял: чтобы окончательно уничтожить этого толстого мужичка с гармошкой, которого мы породили (но не мы растили и воспитывали), надо записывать только ту музыку, которая нам нравится и которая на сто процентов соответствует нашему мировосприятию. В полемике, которую я развернул в интервью про вивисекцию образа и про то, что я стыжусь своих песен, есть доля художественного вымысла. Ведь я отношусь к интервью как к перформансу и не собираюсь выворачиваться в них наизнанку. Но что бы я ни говорил в интервью, за нас говорят прежде всего дела. Метаморфозу, произошедшую с "Ляписом Трубецким", сформулировать можно просто: был алкаш и торчок, а стал - боксер и качок".
О вредных привычках
"С 2000 года я перестал пить крепкие напитки, за исключением пары срывов. Потом пил пиво, сухое вино. Ну, были перерывы на гашиш там, марихуану. Как у всех завязавших: им кажется, что в любом случае нужно найти какую-то лепоту, что без нее нельзя. И они ищут, что называется, "подбираются" - есть такой термин у алкашей. Типа, подбирает, что можно пить без вреда для окружающих и своего здоровья. В любом случае это все заканчивается коллапсом: ты напиваешься в хлам или обкуриваешься".
О свободном времени
"Я еще и сплю много, и все равно куча времени остается. И еще я не бухаю. Раньше же находилось время и на запой, и на три-четыре дня прийти в себя и неделю извиняться! Целые месяцы выпадали из-за одних только новогодних праздников".
О рок-неприхотливости
"В нашем райдере нет ничего такого. Хотя вообще в современном шоу-бизнесе главенствует стиль буржуа... Надоел уже пафос всей этой "гомосни". Рок-звезды, не буду называть фамилий, обросли райдерами, мифологией... А музыканты ведь должны быть как рабочий класс. Вот мы себя так позиционируем. И если мы не будем выпендриваться, если собьем спесь - все будет хорошо".
Софья Мохова
Ляпис Трубецкой: как Элвис, но живой
Источник: Сегодняшняя Газета
Фото Анны Мерзляковой