Иван Зосин: "Непоющий актер никому не интересен"

Попасть в Московский театр на Таганке мечтают многие: и столичные зрители, отстаивающие километровые очереди в кассы, и актеры со всей России, видящие во сне контракт с двумя фамилиями внизу - своей и режиссера Юрия Любимова. Наш земляк Иван Зосин подписал такой контракт наяву и уже несколько лет покоряет театральные вершины столицы.

Мастерство легко измерить

- Иван, что нужно сделать провинциальному актеру, чтобы пробиться в столичный театр?
- Ответ один - и он прост. У меня есть несколько установочных фраз, которые мне пришлось заучить с детства. Например: "на том свете отдохнем", "дело мастера боится", "тяжело в ученье - легко в бою". Эти метафоры недаром взяты из фольклора, на то и народная мудрость, чтобы накапливаться годами. Чтобы добиться успеха, надо много трудиться и верить в себя. В любую свободную минуту садиться за инструмент или вставать к станку. У этой профессии нет конца, нет границ. Даже в контракте с театром у меня есть строка: "Обязан работать над собой и с каждым годом приумножать свое мастерство".
Мастерство легко замерить. Некоторые говорят, мол, театр не математика. Ничего подобного! Можно следить, сколько нот у тебя прибавилось, как изменилась пластика, каков твой вес. Есть разные критерии, которые такой мастер, как Юрий Любимов, видит сразу. Он раньше мне часто напоминал: "Ваня, иди на батут занимайся!", "Ваня, иди в бассейн, тебе надо работать над телом".
Главное отличие московских театров в том, что развитие там идет постоянно. Во многих провинциальных театрах люди успокаиваются. А нет ничего страшнее, чем спокойный актер. Нужно, чтобы ежеминутно чего-то хотелось. В Москве все открыто и динамично, постоянно приезжают труппы из Франции и других стран, лучшие мировые мастера. Мне посчастливилось заниматься с Тадаси Судзуки, он поставил два спектакля на Таганке. В России наберется максимум сто человек, с кем он занимался. Этот тренинг я стараюсь "вводить в народ", проводить его с актерами других театров.

Только гении могут не петь...

- С какой роли вы начали свою работу в театре на Таганке и кого хотелось бы сыграть?
- На Таганке все началось со спектакля "Добрый человек из Сезуана". Юрий Петрович пригласил меня на роль столяра Лин То. Я и по сегодняшний день его играю. Образ, конечно, неблизкий: это немолодой спившийся человек, у которого четверо детей. Но у меня есть такая краска, я могу это играть. В жизни, особенно в Сибири, я видел много подобных типажей. Хочется дорасти до Летчика - той роли, которую играл Высоцкий.
Кого бы мне хотелось сыграть? Лопахина в "Вишневом саде". Уже ведутся переговоры, с сентября начну репетировать эту роль. На малой сцене будем ставить спектакль по переписке Чехова с Ольгой Книппер, который будет состоять из фрагментов разных произведений. Почему Лопахин? Он крестьянский сын, который сам заработал свое состояние, мне он очень импонирует. Человек от сохи, который всего добился, но не потерял своего лица, остался сентиментален. По сути, это "новый русский", этакий олигарх, только с совестью. Купив вишневый сад, он предлагает Раневской остаться, понимая ее привязанность к этому месту.
- Вы не только актер, но и музыкант. Как совмещаете эти два вида творчества?
- Здесь есть только один вид творчества - артист должен уметь все: и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах. Сегодня требования к актерам повысились. Я не говорю отдельно про Красноярск, Омск, Новосибирск или даже Москву, я говорю про весь мир. Если актер непоющий, он в принципе не интересен. Музыка - это дисциплина, она развивает твою интонационную пластичность, вокал. Хотя есть такие мэтры, как Евстигнеев, Леонов, Смоктуновский, которые могли позволить себе не петь, на то они и гении. Я еще в Красноярске участвовал в музыкальном проекте Z.I.-Band, он существует с 2002 года. В первом составе были две скрипачки и я, гитарист. Потом приходили другие люди, все профессиональные музыканты из академии музыки и театра. В Москве я собрал уже совершенно другой состав, скорее актерский. Выступаем в клубе "Гнездо Глухаря", где играют самые известные российские барды. Представляем собственные песни, я сам сочиняю и делаю аранжировки. В музыкальном направлении продолжаю развиваться: в театре со мной работает музыкальный руководитель - ученица Хачатуряна из Ленинградской консерватории.

"Хочу создать интернат"

- Пройден уже немалый путь из Красноярска до Таганки. Чего осталось добиться?
- Есть мечта, вернее, целенаправленный ход: Америка, Бродвей, мюзикл. Мне с детства нравится музыкальный театр, а самые большие мастера в жанре мюзикла работают на Западе. Это новый уровень, хотя денег там не больше. Я хочу поехать туда за школой, за опытом. В Москве не умеют ставить мюзиклы. К нам в ГИТИС приезжали американцы, отсмотрели нас, меня даже приглашали. С тех пор я понял, что все возможно. Тому режиссеру было 45 лет, но выглядел он на 26, настолько легко двигался и пел.
Зато работать там придется намного больше. Актер подписывает контракт на проект и тут же кодируется от пьянства. У них есть понимание чувства ответственности. Я не хочу сказать, что страна, в которой я живу, плоха, но такова наша ментальность, наш русский авось. У нас есть другая грань алмаза - широкая душа и внутренняя сила, которой нет у них.
- А от работы на Бродвее не потеряется часть этой широкой души?
- Уверен, что нет. Все равно из страны насовсем я никогда не уеду, а поработать пару лет в США - мне пойдет только на пользу. Впрочем, туда надо еще попасть, к такому шагу я серьезно готовлюсь - поражение здесь недопустимо. Кстати, под Красноярском у меня есть имение, которое мне оставил отец, я его никогда не продам, мои друзья детства помогают содержать его в порядке, чтобы из любой точки мира я мог прилететь сюда.
- На Красноярск есть планы?
- Со временем хочу создать школу-интернат с театральным уклоном для необеспеченных детей. Хочется, чтобы из Москвы приезжали мастера не последнего ранга и вели тренинги. Будем работать с Полиной Астафьевой, которая при педагогическом университете открывает театральную студию, это будет началом проекта, нашей базой. Конечно, пока там будут обучаться студенты, это взрослый театр, отличный от детского. Но идею будем со временем развивать. Наша главная цель - создать бесплатный интернат, ни с одного ребенка не возьму за обучение ни копейки.

Досье

Красноярец Иван Зосин родился в 1983 году. Тяга к творчеству у мальчика проявилась еще в детстве - в кружке фотографов. Он часто ходил снимать в соседнюю театральную студию Воронова, а однажды там и остался. Несмотря на проблемы с произнесением звука "р", Иван получил свою первую роль - опенка в спектакле "Война грибов". Студию он не покидал до 17 лет, параллельно обучаясь игре на гитаре в городском ДК, а после поступил в академию музыки и театра, на театральный факультет. Затем были несколько ролей в театре им. А.С. Пушкина и переезд в Питер, где актер успешно прошел кастинг в Музыкальный театр. В 2007-м Иван Зосин окончил режиссерский факультет ГИТИСа, после чего талантливого сибиряка приняли в театр на Таганке.

Беседовал Евгений Камардин

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии