Интернет-пиратов не любит никто. В Европе, например, против них развязана настоящая война. Знатоки вопроса утверждают, что военные действия в самом разгаре, и до победы правого дела еще очень далеко. В России же пока тишина. Может ли «пожар» этой войны перекинуться к нам?
Буквально этим летом Конституционный совет Франции опротестовал решение парламента по принятию «антипиратского» закона. Что такое? Неужели пожалели пиратиков? Ничего подобного. Просто новый закон оказался настолько радикальным, что его сочли «подрывающим базовые основы демократии и гражданских свобод европейских граждан». Законопроект предусматривал следующее: каждый пользователь интернета, уличенный в скачивании защищенного копирайтом контента, получал бы два предупреждения: одно на электронную почту, второе – заказным письмом на обычную. На третий раз нарушителя предлагалось попросту отключать от пользования интернетом сроком до года.
Французские любители файлообмена могут пока радоваться: до принятия этого законопроекта дело не дошло. Пока не дошло. Дело в том, что среди авторов этого документа есть и президент Франции Никола Саркози – так что очень может быть, что парламент вернется к рассмотрению этого законопроекта в будущем, и тогда – кто знает? он возможно будет принят в другой редакции. В общем, спаслись пока французы. Что же касается других развитых стран Запада, сегодня вряд ли кто-либо возьмется отрицать, что против пиратства там начата настоящая война: создатели The Pirate Bay уже осуждены, основатели Mininova скоро предстанут перед судом. Что интересно, The Pirate Bay на днях приобрел за $7,8 млн шведский производитель ПО Global Gaming Factory X. Компания также купила разработчика технологий для файлообмена Peerialism.
С помощью новых технологий GGF планирует превратить «Пиратскую бухту» в ресурс для обмена легальным контентом – т. е. планируется разработка бизнес-модели, по которой правообладатели смогут получать компенсацию за то, что пользователи скачивают их видео, ПО и музыку. Как это будет выглядеть с точки зрения технологии, новый владелец The Pirate Bay пока не рассказывает. Но ждать осталось недолго: трекер предстанет в новом, «легальном» виде осенью 2009 года. Возможно, что «обеление» трекера – единственная возможность его сохранить: в противном случае правообладатели требовали бы его закрытия.
Однако помогут ли эти гонения Европе избавиться от пиратства и повысить продажи легального контента? Сотрудники исследовательской компании Frank Magid Associated провели опрос американских интернет-пользователей в возрасте 18–44 лет и пришли к выводу, что пользователи файлообменных сетей чаще покупают лицензионные фильмы, чем те, кто ими не пользуется. Они также чаще ходят в кинотеатры. Как показали исследования, те, кто пользуется торрент-трекерами, ходят в кинотеатр восемь раз в год и покупают 16 лицензионных DVD. Те же, кто не прибегает к помощи файлообменных ресурсов, в кинотеатр ходят в среднем шесть раз за год и покупают лишь 13 DVD.
К схожим результатам пришли также и исследователи из Норвежской школы менеджмента (Norwegian School of Management). Так, университетские ученые опросили 1900 интернет-пользователей в возрасте старше 15 лет и выяснили, что люди, знакомые с работой торрент-трекеров, покупают диски гораздо чаще других сверстников. Впрочем, результаты подобных исследований никоим образом не повлияют на позиции владельцев контента и правоохранительных органов. Война против пиратов в интернете будет продолжаться по мере роста популярности сети как источника медийной информации.
Так как же насчет России? Будет ли развернута война против интернет-пиратов на отечественном «фронте»? Первая вылазка на вражескую территорию уже состоялась: 26 мая в России правоохранители провели рейд против торрент-трекера interfilm.ru, на котором также распространялось и нелицензионное ПО. Сайт закрыли, а против основателей ресурса возбудили уголовное дело по статье УК «Нарушение авторских и смежных прав». Рейд провели сотрудники управления «К» МВД РФ. Основатели ресурса (известны под никами Ripper и Nadezhda) были задержаны. Теперь им грозит до шести лет лишения свободы и крупный денежный штраф. На сайте выкладывали фильмы, которых не было даже в российском официальном прокате: например, лента «Ночь в музее-2» была снята на скрытую камеру с экрана кинотеатра на Украине. Можно ли считать действия правоохранительных органов началом полноценной кампании властей против интернет-пиратства?
В самом управлении «К» данное задержание не комментируют, а аналитики полагают, что да, война началась. Впрочем, администрация крупнейшего российского файлообменного ресурса Torrents.ru (входит также в десятку крупнейших трекеров Европы) за свое будущее не переживает. «Мы удаляем все ссылки на нелегальный контент по первому требованию правообладателей. В случае с The Pirate Bay и другими подобными ресурсами другая ситуация – они этого не делали, чем и вызвали негативную реакцию властей. Мы же закон не нарушаем и стараемся активно взаимодействовать с правообладателями», – заявили «Газете.Ru» в администрации трекера.
Каждый день по просьбе правообладателей, администрация Torrents.ru удаляет «десятки» ссылок на нелегальный контент. В будущем в планах сервиса – завести специальный «коммерческий» раздел: участие в нем пользователей будет платным, а контент – лицензионным. Сами производители, понятное дело, весьма заинтересованы в таком развитии событий. К тому же администрация Torrents.ru обещает способствовать правообладателям по части выявления и закрытия всех альтернативных трекеров, размещающих «пиратский» контент. Таким образом, не исключена ситуация, когда крупнейший мировой трекер – The Pirate Bay и крупнейший российский трекер – Torrents.ru превратятся из «свободных» в частично или полностью платные легальные сервисы (магазины по продаже контента).
Татьяна Менькова, аналитик ИК «Финам», в интервью «Газете.Ru» сказала следующее: «Можно уничтожить крупные сети, можно запугать пользователей, однако это только замедлит процесс развития файлообменных сетей, но не убьет их. Будут более активно развиваться небольшие, в том числе тематические сети, будет возможность предоставления прямого доступа к компьютеру для скачивания файла (без технологии р2р), прописка сетей будут переноситься в страны, менее подверженные влиянию мейджоров, и т. д. Сейчас большинство пользователей интернета позитивно относятся к свободному файлообмену, цены на легальный контент все еще высоки». С коллегой согласен и Александр Милицкий, директор по развитию бизнеса J'son & Partners Consulting: «Уничтожение файлообменных сетей может оказаться крайне сложной, если вообще возможной задачей – из-за многочисленных как технических, так и юридических препятствий».
«Сами по себе сети являются лишь инструментом, при помощи которого интернет-пользователи получают возможность обмена файлами – в том числе вполне легальными, такими как свободно распространяемое ПО или любительское видео. Поэтому суды многих стран не считают необходимым преследовать владельцев таких сетей. А в силу экстерриториального характера интернета пользоваться этими сетями имеют возможность жители самых разных государств. С технической точки зрения преследование таких сетей тоже, по мере их совершенствования, становится все более затруднительным из-за таких факторов, как распределенная структура и использование криптографии. Таким образом, исчезновения файлообменных сетей в обозримом будущем ожидать не следует», – объясняет эксперт.
Так насколько же действенны современные методы по борьбе с пиратством? «С одной стороны, пиратов, конечно, становится меньше. С другой, давление со стороны властей встречает сопротивление в обществе – и мы уже видим, как шведы дружно избирают пиратов в Европарламент», – напоминает Менькова. Возможно ли, что Россия пойдет по пути Запада в области преследования интернет-пиратов? Менькова полагает, что да: «Россия ориентирована на вступление в ВТО, а одно из обязательных условий членства – защита авторского права. Кроме того, мейджоры традиционно имеют в России сильный лоббистский ресурс». А вот Милицкий с этим мнением не согласен: «Всплеска борьбы с пиринговыми сетями в России в ближайшее время ждать не приходится».
Стоит ли опасаться пользователям файлообменных сетей? «Скорее, давить будут на создателей сетей, а не на пользователей, которые ими пользуются. Опять же, по причине общественного резонанса, общественное мнение будет на стороне наказанных», – говорит Менькова. Милицкий же придерживается несколько другого мнения: «Наиболее массированные антипиратские кампании у нас происходили в моменты переговоров о вступлении в ВТО, а эта тема сегодня утратила былую актуальность». «Правоохранительные органы, по-видимому, нацелены в первую очередь на борьбу с более тяжкими преступлениями – такими, как распространение детской порнографии и хищение через интернет денежных средств», – таков вывод эксперта.
Война с интернет-пиратами: кто кого?
Источник: Газета.Ru
Фото: report.er.ru