Приказ МВД о введении в действие водительского удостоверения нового образца уже опубликован в "Российской газете". Новые права от старых почти не будут отличаться. Должны исчезнуть названия граф (фамилия, имя, отчество и так далее) – они будут заменены на цифровые обозначения. На обратной стороне удостоверения появится штрих-код, в котором будут зашифрованы основные данные водителя, и таблица с открытыми категориями и ограничениями (если они есть) по каждой из них.
Новые водительские права начнут выдавать с 1 марта 2011 года, а нынешние национальные удостоверения можно будет использовать до окончания срока их действия. И вот вопрос: зачем же все-таки россиян заставят получать новое удостоверение? Все дело в том, что транспортный комитет ООН в 2004 году принял поправки к Венской конвенции 1968 года о дорожном движении. В марте 2006-го эти поправки вступили в силу. Чтобы соответствовать европейским требованиям, Росиия должна в марте 2011-го начать выдачу водительских прав нового, стандартизированного образца.
Форма и цвет удостоверения останутся прежними: привычная нам пластиковая карточка размером 8,5 на 4,5 сантиметра, розово-голубого цвета. Цифры вместо названий граф - это требование стандартизации. Отныне национальные права всех стран, ратифицировавших Конвенцию, будут выглядеть одинаково, что упростит жизнь и сотрудникам российской Госавтоинспекции, и дорожной полиции других стран. Но это еще не всё. Текстовые поля в новых удостоверениях будут продублированы латиницей, а фотографию для них можно будет делать в головном уборе, не закрывающем овала лица - это сделано для тех водителей, чьи религиозные убеждения не позволяют им появляться на людях с непокрытой головой.
А вот обратная сторона водительских прав поменяется более заметно. Во-первых, здесь появится штрих-код, в котором будут закодированы данные о водителе. А во-вторых, вместо расшифровки названий категорий (как на нынешних удостоверениях), на обратной стороне новых прав будет размещаться таблица категорий (включая три новые подкатегории для управления транспортным средством с прицепом ВЕ, СЕ и DE) с полями для отметок о сроке действия каждой из них и о наличии тех или иных ограничений.
Вот, скажем, если водитель сдавал экзамен на получение удостоверения для управления на автомобиле с автоматической коробкой передач, то соответствующая отметка должна появиться и в его правах. Кроме того, сохранится и общее "поле" для указания ограничений, действующих для владельца удостоверения (например, обязательное наличие медицинской справки для водителей с ограничениями по здоровью). Правда, как говорится в пояснении к приказу, размещенном на сайте "Российской газеты", графы со специальными отметками по каждой категории пока останутся пустыми - до принятия соответствующих поправок к действующим законам. Например, об ограничении минимального или максимального возраста управления тем или иным видом транспортных средств.
Всего в Конвенции предусмотрено 13 базовых категорий водительских прав (не считая национальных), разрешенных к использованию. Каждая категория должна сопровождаться пиктограммой. Однако в российском варианте "стандартизированных" прав будут отсутствовать дополнительные категории A1 (мотоциклы с объемом двигателя меньше 125 "кубиков"), В1 (квадрициклы и трициклы), С1 (автомобили, чья масса попадает в диапазон 3500-7500 килограммов), D1 (транспортное средство с 9-16 посадочными местами), а также C1Е (С1 с прицепом) и D1Е (D1 с прицепом). Не будет у нас и "национальных" категорий, как в некоторых странах, где специальные права выдаются водителям тягачей, скутеров или школьных автобусов.
Ну, и главный вопрос. Нужно ли бежать в первый день весны 2011 года в ГИБДД за новыми правами? Если вы не собираетесь путешествовать за границей на автомобиле, то не обязательно - пластиковые права существующего образца продолжат хождение в России до окончания своего срока действия. То есть, если вы получили новое удостоверение в 2008 или даже 2009 году, то сможете использовать его до 2018-2019 года. Заграница – дело другое. Захотите вы, к примеру, взять машину в прокат или просто сесть за руль автомобиля в одной из стран, подписавших Венскую конвенцию, права ваши должны соответствовать. Причем и национальные, и "международные" - книжечку с переводом всех данных водителя, которую ГИБДД советует получать при поездке за границу.
Поменять удостоверение можно с 1 марта 2011 года. При этом надо помнить, что старые права, действующие на территории России, перестанут признавать в странах Венской конвенции с 28 марта 2011-го. Так что, если соберетесь через полтора года за границу на автомобиле, не забудьте об этих датах – 1 марта и 28 марта 2011-го.
Очередей в подразделениях ГИБДД, несмотря на заверения чиновников, избежать, скорее всего, не удастся. В России, по данным МВД, сейчас насчитывается около 50 миллионов автомобилистов, и если хотя бы каждый тысячный из них решит отправиться в отпуск или в командировку за границу в первой половине 2011 года, то за месяц сотрудникам Госавтоинспекции придется выдать около 50 тысяч новых прав.
И напоследок. Что обозначают цифры на новых правах:
1. Фамилия
2. Отчество
3. Дата и место рождения
4. (а) Дата выдачи удостоверения
4. (b) Дата окончания срока действия удостоверения
4. (с) Наменование подразделения ГИБДД, выдавшего удостоверение
5. Номер удостоверения
6. Фотография владельца
7. Подпись владельца
8. Место жительства
9. Категории транспортных средств, на право управления которыми выдано удостоверение
10. Дата получение права на управление транспортным средством соответствующей категории
11. Дата окончания срока действия права на управление транспортным средством соответствующей категории
12. Ограничения права на управление транспортным средством соответствующей категории
14. Общие для всех категорий транспортных средств ограничения в действии удостоверения, а также информация, касающаяся владельца.
Водительские права-2011: как в Европе
Источник: Лента.ру
Фото: auto-run.ru, photoboom.ru, autosphere.ru