Министр внутренних дел Рашид Нургалиев наконец-то сделал то, о чем я давно мечтала, но на что не смела надеяться. Правда, сделал не до конца. Теперь милиционеры, имеющие право носить оружие, будут проходить тесты на морально-психологическую устойчивость и ежегодно подтверждать собственную адекватность. Ура и ах, как жаль, что только милиционеры... Аффект, в котором пребывал майор Евсюков, расстреливая таксиста и покупателей в супермаркете, не такое уж и редкое явление в нашей кризисно-нервно-сумасшедшей жизни. И вряд ли больше всего тех, кто к нему склонен, - среди сотрудников органов. Судя по новостям, в других опасных для общества профессиях тоже хватает неадекватных людей...
В последнее время стала замечать, что самое большое количество стрессов случается со мной на дороге. То, что наши автолюбители совершенно не уважают друг друга, - отдельный разговор. А как ведут себя водители маршруток?! Нас, русских, не сильно-то удивишь крепким матом и средним пальцем, который демонстрируют в окно обидчику. Озадачивает полное отсутствие каких-либо внутренних ограничений у тех людей, которые ответственны за жизни других людей. Думаю, безумный взгляд, в котором отражается судорожное перемножение 11 рублей на количество отобранных у конкурентов пассажиров, насторожил бы любого психолога. И не надо сейчас вести разговоры про то, что на такую работу никто, кроме выходцев из братских республик, не соглашается, а тем, кто соглашается, нужно зарабатывать и как-то выживать. Любой более-менее здравомыслящий человек никогда не пойдет на риск, зная, что из-за него могут пострадать или погибнуть люди. А многие ли водители автобусов задумываются об этом, несясь по Коммунальному мосту под 80 км, обгоняя по встречке, матерясь, куря, щелкая семечки, слушая на весь салон шансон и набирая за рулем смски (причем все это одновременно)? То-то.
Не меньше, кстати, беспокоят меня и школьные учителя. Теперь, слава Богу, уже никто не спорит с тем, что причины многих "взрослых" проблем кроются в комплексах, полученных в юном возрасте. И виноваты в них чаще всего родители и педагоги. Не знаю, как сейчас, а лет десять назад назвать ребенка идиотом или между делом треснуть его указкой было делом обыденным. Детские затаенные обиды и невысказанные претензии - конечно, мелочи. Но во что потом они перерастают?!
Будь у меня просторный кабинет в сером здании и полномочия что-нибудь вводить (в обиход, эксплуатацию, повседневную практику), то первым делом тесты на вменяемость я обязала бы проходить именно милиционеров, учителей и водителей маршруток. Пусть у них нет оружия, но нанести смертельную (в том числе психологическую) травму точно в их силах.
В России не принято уделять большое внимание собственному душевному состоянию. Мы ж не Индия какая! Ходить к психологам и психотерапевтам (многие не различают) - тоже блажь. А если и случаются у кого стрессы и срывы, то лучше расслабиться проверенным способом: водки выпить. Правда, в таком случае непонятно, почему мы, как те наивные чукотки, каждый раз удивленно вопрошаем: "И откуда столько психов?"
Наталья Алексеева, Сегодняшняя Газета