Введение запретительных пошлин на ввоз в Россию подержанных иномарок оказалось первой проблемой, которая вызвала открытое противостояние между народом России и теми, для кого этот народ является источником власти и ресурсом для материального обогащения. До сих пор распределение накопленных всей страной государственных резервов между ограниченным кругом лиц и организаций не вызывало никакой социальной реакции, если не брать в расчет ночных бдений завсегдатаев отдельных форумов. Раздавая помощь олигархам, правительство ничего не отнимало у граждан, а положение вещей, при котором большие и очень большие деньги делятся только между теми, у кого они уже есть, большинство сограждан считает не только допустимым, но и вполне естественным.
Но быть одинаково приятным для всех правительство может только в условиях изобилия, которое случилось с нашей страной в последние восемь лет. Но теперь изобилие кончилось и наступило время конкуренции за ресурсы. Это неприятно, но в общем нормально. При одном условии — что каждый конкурирует в меру возможностей. А у нас государство, отвоевавшее себе за время благоденствия монополию на распределение благ, не спешит с ней расставаться. Не задумываясь, видимо, о том, что в этой конструкции весь спрос с него и только с него.
Поэтому появление политических, если не сказать антипутинских, воззваний на акциях протеста разной степени стихийности, организованных автомобилистами в разных регионах России за последнюю неделю, не то что неудивительно — закономерно. И что с того, что непосредственным лоббистом отечественных автопроизводителей выступает не Путин, а Сечин? Если бы это был Безымянный Третий Клерк Администрации, эффект был бы тот же. Потому что первое лицо, независимо от текущей должности, отвечает за все.
Это значит, что текущему режиму (впервые в своей истории) придется учиться отвечать за свои ошибки в сфере экономики. Пример обучаемости подали депутаты Приморского Заксобрания (понятно — единороссы), которые уже попросили правительство отменить пошлины. Вот и федеральные «медведи», возможно, присоединятся к инициативе, как это уже было с делом Щербицкого, которого пытались сделать виновником ДТП, приведшего к гибели губернатора Евдокимова. Но эта игра в тяни-толкай возможна до тех пор, пока в кабинет к премьер-министру с очередным серьезным докладом не войдет его заместитель. И дело не в том, что в докладе этом будет сказано много про «оранжевых» автомобилистов и угрозу «революции колес». А в том, что в условиях дефицита ресурсов рано или поздно придется делать окончательный, бескомпромиссный выбор между интересами большинства и интересами своих.
Надежда уезжает последней
Источник: Novayagazeta.ru
Автор: Алексей Полухин