В предстоящий четверг, 16 октября, в российский прокат выходит фильм классика китайского кино Джонни То "Безумный следователь". Вы спросите кто это такой? Не удивлюсь:-) А все почему, да потому что Голливуд доминирует в мире и за именами американских суперзвезд мы редко не замечаем других талантливых творческих людей. В частности, к этому относится и азиатское кино. Думаю, мало кто сможет хотя бы назвать с десяток азиатских кинематографистов. Хотя в тоже время уверен, многие из вас без проблем смогут назвать таких восточных мастеров как Ким Ки Дук, Вонг Кар Вай, Джон Ву, Парк Чан Вук, Такеши Китано, Акира Куросава и других не менее талантливых людей. А тем временем восточное кино не стоит на месте и многие картины могут дать большую фору голливудским проектам, как по сюжетам, так и по качеству исполнения.
В то время как в Голливуде уже с пару лет просматривается кризис оригинальных идей, тамошние креаторы стали обращаться за вдохновением как раз на Восток. Наверно, самым ярким примером этого стала картина Мартина Скорсезе "Отступники". И как же было обидно за этого гениального и великого режиссера, когда после стольких фильмов и номинаций на заветную статуэтку "Оскар", киноакадемия все же вручила ему ее именно за эту ленту. Кто не знает, за основу был взят наиинтереснейший гонконгский хит "Двойная рокировка", который был на порядок мощней, чем версия Скорсезе. Обожаю его фильмы, один из моих любимых режиссеров, гениальный человек, но "Отступники" всего лишь римейк. Всегда болел за Мартина, за его фильмы. У него столько достойных и интересных картин, которые снимались на основе нового сценария, новых идей, чего стоят хотя бы "Таксист", "Славные парни" (если бы не было "Крестного отца" это был бы определенно лучший фильм о мафии) или "Казино". Вот за что нужно было давать статуэтку. Ну, не будет о грустном, тем более я все равно рад, что Скорсезе наконец-то ее получил.
Так, а что же азиатское кино? С идеями у них все в порядке, вот только не слишком часто нас балуют такими картинами. А почему? Похоже, ответ простой, в политике наших кинотеатров: все сводится к банальному "побольше срубить бабла", мол покажем "попсовое" кино, оно выгодней и зрителей соберет много. С этим трудно спорить, тем более что, наверно, у многих создателей фильмов такие же мысли, по крайней мере, у американских продюсеров точно. Но не все так плохо, есть немало людей которые снимают авторские картины и не гонятся за огромными сборами, это так называемый артхаус или, проще говоря, "кино не для всех". В таких фильмах идея, и стиль исполнения стоит на первом месте. Я не хочу сказать, что все азиатское кино подходит под определение артхауса, но все же сходство есть. И главное сходство в том, что оно редко добирается до больших экранов других стран. А ответом на все это будут все те же деньги, и то, что Голливуд "правит миром". В то время, как всё в той же Америке, давно уже есть тематические кинотеатры. Они созданы как раз для ограниченного проката.
Так почему бы и у нас в России не сделать такого? Неуже ли у нас нет любителей авторского или "неголливудского" кино? Да есть, конечно же! Я не говорю, что вот нужно строить новые кинотеатры для таких людей. Нет. Но, по крайней мере, ограниченные сеансы в тех кинотеатрах, которые уже есть, устраивать можно, тем более, во многих из них есть "малые залы". Пусть много людей это не соберет, но все же, как было бы приятно прийти на просмотр такого фильма, увидеть близких по духу и по творческому восприятию людей. И на таких сеансах уже 100% нельзя было бы увидеть и услышать жующих, хрустящих, чем попало людей, постоянно разговаривающих и порой даже выкрикивающих что-то недоброжелательное на весь зал. Ведь на такие фильмы не пошли бы люди, которые как говорится "не в теме"... Но суровая действительность говорит о том, что Россия еще не дошла до этого, точнее не дошла полноценно и не вся Россия. В европейских регионах это уже есть, до всех остальных это доходит крайне редко. Так вот и на этот раз не думаю, что хоть один кинотеатр Красноярска покажет работу Джонни То "Безумный следователь". Неприятную тенденцию с авторскими картинами немного сглаживает "Дом кино", но опять-таки, в показ попадает всего-навсего только пара фильмов. Но будем надеяться, что все эти проблемы по краю, да и по всей России, когда-нибудь решатся и киноманы всех мастей смогут по праву и в полной мере насладиться авторским кинематографом.
Вернусь к "Безумному следователю". Картина это была снята уже год назад, но до нас дошла только сейчас. Джонни То один из тех признанных мастеров, который без большой динамики способен снять напряженный фильм, не отпускающий от начала и до финальных титров. Жесткие, интересные, атмосферные, необычные фильмы. Все его картины я, конечно же, не смотрел, их более 40-ка, но те, что видел, меня заинтересовали, тем более что в последнее десятилетие он снимает довольно часто, а в последние пару лет его заметили, и пусть с опозданием, но все же выпускают его фильмы, которые определенно заслуживают внимания. Например, его дилогия "Выборы". Посмотрите эту ленту, это совет тем, кто считает "Антикиллера" хорошим фильмом. Тут есть и мафиозные разборки, и совет старейшин, и подонки, и жесткая борьба за власть. Все довольно, похоже, но совершенно на недосягаемом для нашего кино уровне. При этом никаких сверх ординарных особенностей у фильма нет. Но все это подано и рассказано так увлеченно и интересно, что оторваться от картины очень сложно. Правда, в фильме довольно много персонажей, я бы сказал даже слишком много, и впору запутаться (тем более если для кого-то все китайцы на одно лицо), но от этого действие кажется еще интересней и масштабней. И до финальных титров непонятно, кому же все же достанется жезл власти. В общем, фильм мощный... Или вот другая совсем недавняя лента "Отверженные". У То получился этакий современный городской криминальный вестерн. Действие неторопливо, но каждый кадр, каждый план, каждое движение, взгляд, каждое слово, что-то значит и имеет свой вес. Потрясающий фильм, очень красивый и завораживающий и интересный... Вот она настоящая магия кино. Так что всем, кому интересны криминальные сюжеты, китайский артхаус, то советую ознакомиться с творчеством этого китайского классика.
Что же касается непосредственно последней, на сегодняшний день доступной картины Джонни То "Безумный следователь", которая выходит на этой неделе, то тут, по признанию самого режиссера, не стоит ждать каких-либо откровений или чего то нового. Честно говоря, я уже посмотрел эту картину:-) так что так и есть на самом деле, видимо То решил просто передохнуть и снять хоть и интересную и вполне необычную картину, но все же без каких либо особых излишеств и по сравнению с прошлыми его работами "...следователь" явно проигрывает. Но в целом фильм все равно интересен и мне понравился, чувствуется стиль режиссера и сюжет нестандартный, который гарантированно оставит вас у экранов до финальных титров. Актеры на высоте, играют здорово! Рекомендовать к просмотру не буду, так как все же кино на любителя:-)
Напоследок хочу сказать, что в будущем году Джонни То должен поставить картину "Красный круг" с участием Орланда Блума, Лайма Нисона, Чоу Юн Фата и Алена Делона. Вам ни о чем не говорит это название? Конечно же, так назывался культовый классический фильм Жана-Пьера Мельвиля 1970 года, главные роли в котором сыграли легендарные Ален Делон, Бурвиль и Ив Монтан. По-моему, лучшего режиссера для создания римейка европейской классики не найти. Ждем-ждем-ждем! Но до этого еще, минимум год, а пока что у нас еще есть достаточно времени, чтобы более подробно ознакомиться с творчеством Джонни То и посмотреть его прошлые работы:-) Смотрим кино!
Об авторском и азиатском кино в целом, и о Джонни То в частности
Фото: film.ru, foto.akadem.org