Конвейер спецэффектов на фабрике грез

- Ну вот, когда модель готова, в нее вставляют скелет. Тоже цифровой. Это как бы палочки на шарнирах – действительно, выглядит на мониторе как скелет, только без ребер. И вот этот скелет анимируют, как мультфильм, - ручка сюда, ножка туда. Вручную, правда, мы уже не делаем. У нас есть специальные люди, которые скелетами работают.
- Скелетами?
Морковин поглядел на часы.
- Сейчас как раз съемки в третьем павильоне. Пойдем посмотрим. А то я тебе до вечера объяснять буду.

Виктор Пелевин, «Generation П»


Первые шаги

В последние тридцать лет роль компьютерных спецэффектов в кино заметно возросла. Достаточно вспомнить такие западные хиты, как «Терминатор 2» (1991 г.), «Пятый элемент» (1997 г.), «Матрица» (1999 г.) и сразу станет понятно – если бы не компьютер, то вряд ли бы появились эти фильмы вообще. Хорошая идея вкупе с магическими спецэффектами – вот, что заставляет зрителей толпами валить в кинотеатры, иногда даже и по несколько раз. Голливудская «фабрика грез» как никогда стала оправдывать свою давнюю романтическую кличку. А ведь были времена, когда всего этого не было…

В далеком 1895 году компьютеры, Голливуд и попкорн были еще отдаленным будущим, однако благодаря братьям Люмьер, гомо сапиенсы уже узнали, ужаснулись и полюбили «синематограф». История помнит, как реагировали первые зрители на диковинку: неподдельный страх и недоумение сменились любопытством, переросшим в тотальный интерес. А как же спецэффекты, спросите вы? Спецэффекты родились вместе с кино! Буквально в том же 1895 году Альфред Кларк со студии «Edison Kinetoscope» начал снимать фильм «Казнь Марии, королевы шотландской». В финальной сцене героине должны были отрубить голову. Сами понимаете, живым человеком жертвовать никто не хотел, поэтому Кларк додумался-таки, как снять ему эти кадры. Все было просто до гениальности: в нужный момент съемка прерывалась и актрису заменяли манекеном. Этот хитрый трюк вошел в историю как самый что ни на есть первый спецэффект в кино. Ту же технику использовал в своих фильмах и французский «дедушка спецэффектов» Жорж Мельес. Именно ему принадлежат такие «фишки», как многократная экспозиция, покадровая анимация кукольных персонажей, а также идея применения для съемок миниатюрных моделей. Волшебник Мельес создал около 500 фильмов, в том числе и знаменитый блокбастер (для своего времени, конечно!) «Путешествие на Луну».

Наступил ХХ век. Его начало ознаменовалось настоящим прорывом в области создания спецэффектов. Роберт Пол изобретает настоящий оптический принтер, который позволял комбинировать несколько изображений в одно. Это с виду неказистое устройство стало прототипом современной цифровой композиции сцен, когда множество изображений сканируется в компьютер, где они обрабатываются и микшируются в один эпизод. В 1903 году Эдвин Портер снял популярный триллер «Большое ограбление поезда», где использовал оптический принтер и матовое стекло. Суть этого трюка была в том, что во время съемок часть объектива чем-нибудь закрывали (это могло быть как матовое стекло, так и плотная материя или бумага), чтобы уберечь часть пленки от экспозиции. После этого оператор перематывал пленку и снимал уже без матового стекла, предварительно закрыв вторую сторону объектива, которая была открыта во время предыдущей съемки. Таким образом, можно было комбинировать два изображения в одном кадре. Эта техника много раз совершенствовалась и модифицировалась (к примеру, Бастер Китон извернулся так, что целых девять раз размножил самого себя в одном кадре), но уже в 20-х гг. уступила место более продвинутым методам.

Однако матовое стекло было не единственным достижением тех лет. В 1906 году появляется первый анимационный кукольный фильм «Плюшевые медведи», срежиссированный тем же Портером. Ради одной минуты анимации бедняге потребовалось более 56 часов напряженной работы! А в 1907-м Норман Даун (не путать с доктором Дауном, открывшим знаменитый синдром!) сэкономил киностудиям кучу денег при постановке своих эпических картин, заменив часть декораций рисованным фоном на стекле. Кстати, этот способ используют и современные кинематографисты. В том же году Ричард Мерфи создал механического орла для фильма «Орлиное гнездо», тем самым, положив начало производству искусственных киноперсонажей.

Между тем популярность кино стремительно росла. Пришло время для детальной переработки всех технологий создания спецэффектов. Многие кинокомпании Америки и Европы, смекнув, насколько сильное впечатление на зрителя оказывают всевозможные трюки, организовали целые отделения, занимающиеся только визуальными и механическими эффектами. Качество картин заметно возросло. В 1925 году Уиллис О’Брайен, технический режиссер фильма «Затерянный мир», анимировал целых 49 доисторических животных. Кинокритики (не говоря уж о зрителях!) потом долго голову ломали, не настоящие ли динозавры бегают на экране. В том же году появляется эпическая картина «Бен Гур». По тем временам это был довольно дорогой фильм, полная стоимость которого составила 4 миллиона долларов. Снимать его начали на природе в Италии, но вскоре из-за непомерно возросших затрат съемочной группе пришлось переехать в закрытые студийные павильоны. Фильм был завершен с помощью спецэффектов. К примеру, одна часть Колизея была воссоздана декорациями в полную величину, а другая – посредством миниатюрных макетов, подвешенных перед камерой, что создавало иллюзию целостности постройки. В 1927 году Фриц Ланг создал потрясающий фильм «Метрополис», применив для съемок целый арсенал специальных эффектов. Миниатюрные модели, съемки через стекло, механические эффекты и анимация – вот лишь некоторые трюки, использованные Лангом. Стоит сказать, конечно, что эффекты делал не только он. Ему помогал художник Юджин Шуфтан – изобретатель так называемого «эффекта Шуфтана», суть которого состоит в оригинальном расширении съемки через стекло. «Эффект Шуфтана» позволял живых актеров снимать в миниатюрных моделях, которые выдавались за оригиналы.

Наступили 30-е годы. Кинематограф перестал быть глухонемым. Начиналась эпоха звукового кино, и потребность в спецэффектах еще более возросла. В эти года на экраны Америки вышло сразу несколько знаменитых фильмов-ужасов: «Франкенштейн» (1931 г.), «Человек-невидимка» (1934 г.), «Невеста Франкенштейна» (1935 г.) и «Мумия» (1935 г.). Но, пожалуй, самый знаменитый персонаж появился в 1933 году – это великий и ужасный Кинг-Конг. Родилась «обезьянка» благодаря стараниям режиссера Мериана и мастера по эффектам Уиллиса О’Брайена. Этим ребятам удалось соединить, казалось бы, несовместимые вещи – живых актеров, анимацию кукол и миниатюрные модели. С тех пор «Кинг-Конг» по праву считается шедевром в области спецэффектов. В общем, кино развивалось во всю мощь. Но справедливости ради надо сказать и о том, что в это же время люди начинают ставить первые опыты с телевидением. И очень скоро зрители начнут предпочитать телевизионный ящик походам в кинотеатры. Но об этом чуть позже.

В 40-е годы спецэффекты главенствуют в трех жанрах: сказках, научной фантастике и в фильмах о войне. Однако появляются и картины нетрадиционного жанра, в которых эффекты и трюки, сами по себе малозаметные, помогают донести до зрителя драматический сюжет фильма. Так, в 1940 году маэстро Альфред Хичкок поставил свою известную картину «Иностранный корреспондент». В трагической сцене крушения самолета мастер применил проекцию океана на экран. А момент столкновения с водяной поверхностью имитировался выплескиванием из-за экрана тысячи галлонов воды. Все получилось довольно правдоподобно! Кстати, Хичкок в своих фильмах очень часто использовал проекцию на экран. Да и в современных фильмах это широко распространенный трюк. В 50-х годах, увы, кино начинает проигрывать телевидению в популярности. Чтобы вернуть зрителя в кинотеатры, киноиндустрия представила новейшие широкоэкранные форматы: «Cinemascope», «Vista Vision», «3-D» (стереокино) и др. Такое множество форматов объясняется тем, что каждая уважающая себя кинокомпания стремилась выпустить и навязать зрителю свой стандарт. Впоследствии широкоэкранные фильмы, снятые в новых форматах, заслужили восторженный эпитет «более правдоподобных, чем сама жизнь».

Долгий путь к «Матрице»

И вот свершилось! В 1961 году программист Айвен Сазерлэнд написал первую компьютерную графическую программу и назвал ее «Блокнот». Пожалуй, с этого момента начинается новая эпоха развития киноспецэффектов – компьютерная графика. По нынешним меркам «Блокнот» был очень простенькой программкой, которая всего-навсего умела неплохо чертить. Но тогда она произвела настоящий фурор! Любой желающий, даже без специального компьютерного образования, мог рисовать на экране световым пером. «Блокнот» воодушевил многих киношников, дав толчок к усовершенствованию подобных систем.

В 1968 году состоялась премьера знаменитого фильма Стенли Кубрика «2001: космическая одиссея», съемки которого велись около трех лет. Кроме захватывающего сюжета, в картине был продемонстрирован новый уровень визуальных эффектов. А в 1973 году в Америке прошла первая конференция «Siggraph», положившая начало бурному развитию компьютерной графики и анимации. Это была даже не конференция, а встреча небольшой группы энтузиастов, на которой они обсуждали возможности новой техники и знакомились с работами друг друга. По правде сказать, качество тогдашней компьютерной графики было просто ужасающим – объекты имели ступенчатые границы и выглядели так, как будто были сделаны из пластика. Естественно, что о применении таких «картинок» в кинематографе пока разговор и не шел. Однако сам компьютер уже стал использоваться при съемках. В 1977 году были созданы сразу два блокбастера – спилберговские «Тесные контакты третьего вида» и, конечно же, «Звездные войны» волшебника-Лукаса. На широких американских экранах разворачивались настоящие космические баталии. Все это стало возможно благодаря специальной кинокамере, работу которой контролировал компьютер. Движения программировались настолько точно, что без труда можно было снимать несколько объектов по одной траектории, а комбинировать полученные таким образом изображения стало намного удобнее. «Звездные войны» по праву заслужили несколько Оскаров, в том числе и за спецэффекты. Два года спустя, в 1979 году в компьютерном отделении студии «Lucasfilm» собрались лучшие исследователи в области компьютерной графики. Была предпринята отчаянная попытка сделать изображение настолько реалистичным, чтобы его можно было использовать в кинопроизводстве. К проблеме подключились и такие известные компании, как «Oxberry», «Kodak», «Management Graphics Inc.» Впоследствии фирма «Cyberware» создаст свой уникальный трехмерный сканер, который позволяет вводить в компьютер информацию об объекте сразу в трех измерениях вместе с текстурой. Эта технология будет потом использована для таких кинохитов, как «Бэтмен возвращается», «Терминатор 2», «Парк Юрского периода» и др.

В 80-е годы процент компьютерной графики в кинопроизводстве начинает неуклонно возрастать. В 1982 году студия «Walt Disney» создает фильм «Трон», в котором присутствуют фрагменты с компьютерной анимацией. Общая продолжительность таких трюков составила целых 30 минут. В том же 1982 году на экраны выходит фильм «Звездный путь: гнев Кана», в котором один из эпизодов целиком и полностью был сделан на компьютере. А три года спустя появляется первый нарисованный с помощью компьютера персонаж. Им стал средневековый рыцарь из фильма «Молодой Шерлок Холмс». Над созданием героя авторам пришлось изрядно попотеть: эпизод, занимавший на экране всего 30 секунд, потребовал шестимесячной проработки. В конце 80-х появляется картина «Газонокосильщик», кстати, широко рекламированная в советском прокате. Действие фильма разворачивается внутри виртуальной реальности. И что же ее сможет лучше создать, как не компьютерная графика?! Но сказать по правде, картина не удалась: ни по сюжету, ни по эффектам. И тем не менее все это были лишь цветочки по сравнению с тем, что ожидало зрителей в 1991 году.

Воистину грандиозным творением 90-х стал фильм Джеймса Камерона «Терминатор 2: Судный день». Картина стала мощным продолжением «Терминатора», снятого тем же Камероном в 1984 году. В фильме были задействованы такие именитые актеры, как Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмильтон, Роберт Патрик, кроме того, состоялся творческий дебют Эдварда Фурлонга, сыгравшего роль Джона Коннора. Однако потрясающий успех фильму обеспечили, наверное, не столько актеры, сколько «убойные» спецэффекты. Различных трюков в картине было просто не счесть: миниатюрные модели, проекции на экран, пиротехнические чудеса и даже настоящие роботы (двойник Шварценеггера). Но главной «фишкой» второй части «Терминатора» стал, конечно же, жидкометаллический киборг, бесподобно сыгранный Патриком. Для достижения реалистичного поведения компьютерного персонажа в фильме была применена новейшая для тех времен технология «Motion Capture» (технология оцифровки движений). Сущность ее заключается в том, что на тело живого актера закрепляются инфракрасные датчики перемещения, сигналы с которых передаются на компьютерную модель. Эти сигналы обрабатываются машиной, и движения виртуального героя становятся более правдоподобными. Кроме того, зрители надолго запомнили, как ловко и плавно злостный робот мог принимать любые формы и очертания предмета. Такой трюк называется «морфингом». И он довольно прост: в компьютер вводятся опорные положения объекта, а машина затем просчитывает промежуточные. После выхода фильма на экраны кинотеатров морфинг стал особенно популярен, и не только, кстати, у разработчиков спецэффектов. Технология «Motion Capture» также используется в современном кинобизнесе. Естественно, что такое творение как «Терминатор 2» Камерон просто обязан был выставить на «Оскар». И он выставил. В 1992 году на приз Американской академии киноискусства в области видеоэффектов претендовали сразу три картины: «Крюк» (с феей Тинкербелл, созданной в мастерской «Industrial Light & Magic»), «Обратная тяга» (неистовство огня, сотворенное опять-таки в «ILM») и «Терминатор 2» (жидкометаллический киборг, рожденный все той же «ILM»!). Жюри встало перед интересным выбором – определить, что лучше: «ILM», «ILM» или же «ILM»? В итоге «Оскар» достался «Терминатору». Кроме того, в прокате «Т 2» собрал более 500 миллионов долларов.
Не менее эпохальной картиной стал «Парк Юрского периода», созданный знаменитым Стивеном Спилбергом в 1993 году. Пожалуй, все помнят незамысловатый сюжет фильма: невесть откуда взявшиеся динозавры наводят ужас в парке отдыха. Без компьютерных эффектов здесь было просто не обойтись! За разработку громадных механических чудовищ взялась студия «Stan Winston», а за компьютерную графику – уже известная нам «Industrial Light & Magic». Потом гигантских кукол сняли в движении (естественно, без «Motion Capture» здесь не обошлось), получившееся изображение оцифровали и наложили на эпизоды, отснятые с актерами-людьми. Все очень просто! И снова грандиозный успех!

Пожалуй, с подачи второго «Терминатора» и «Парка Юрского периода» начинается подлинный бум компьютерной графики в кинематографе. В 1994 году появляется первый полнометражный компьютерный мультик «Игрушечная история». Студии «Walt Disney», где была создана сказка, потребовалось четыре года кропотливой работы, 1 000 гигабайт данных на 77 минут фильма и 800 000 единиц машинного времени для рендеринга (прорисовки моделей, наложения текстур и т.д.). В том же 94-м выходит на экраны простачок «Форрест Гамп», где президента Кеннеди сгенерировали на компьютере. Год спустя родились поросенок «Бэйб» и «Маска» с Джимом Керри. Еще через год мир замирал от ненависти к кровожадным инопланетянам в «Дне независимости». В 1997 году девочки плакали по смазливому Лео с «Титаника», а мальчики заглядывались на милую Миллу из «Пятого элемента». В 1999-м снова хит всех времен и народов – таинственная «Матрица»! Трудно найти человека, который бы ничего не слышал об этих фильмах. О них уже столько всего сказано и написано, что лишний раз упоминать их всуе как-то даже неприлично.

Кино XXI века: актеры больше не нужны?!

Пожалуй, сейчас компьютерная графика в кино приблизилась к своей глобальной цели – созданию виртуальных декораций и даже виртуальных актеров! Вот так все упрощается: сел за компьютер и сгенерировал фильм. Технология к этому и ведет. Первопроходцы уже имеются: вот, к примеру, уже упоминавшийся мультик «Игрушечная история». В 1998 году специалисты из «Pacific Data Images» создают еще один компьютерный шедевр – «Муравей Антц». Тем, кого впечатлил сам фильм, будут интересны и «зазеркальные» факты. Мультик состоит из 119 592 кадров, каждый из которых «весил» по 6 мегабайт и просчитывался в среднем около 15 раз. Над «Антцом» пыхтели 166 графических станций и серверов «SGI» (бывшие «Silicon Graphics»), которым для рендеринга потребовалось 275 000 часов машинного времени. Кстати, если бы обсчет делался не на 700 процессорах, как это имело место, а лишь на одном, то выход фильма затянулся бы на 31 год! Для создания мимики персонажей «Антца» применялась нетрадиционная техника. Это был уже не морфинг, а более изощренный метод «Facial Animation», придуманный Диком Уэлшем. Сущность этого трюка в том, что на компьютерных муравьев перенесли анатомическую модель человеческой мимики. А что касается правдоподобности дыма, огня, воды и стекла в мультфильме, то они удивили даже тех, кто знает насколько эти «вещи» трудны для моделирования.

И все же мультик и фильм с живыми актерами – это разные вещи. Нарисовать и оживить компьютерного человека (который был бы похож именно на человека, а не на пластилинового уродца!) гораздо сложнее, чем сделать то же самое с муравьем. Хотя и в этом плане уже есть реальные достижения. В 1999 году появляется фильм «Стюарт Литтл» с фотореалистичной компьютерной мышью в одной из главных ролей. Конечно, мышь – еще не человек, но звездой виртуальный персонаж все-таки стал. Над производством графики и спецэффектов для картины трудилось около 130 человек из студий «Sony Pictures Imageworks», «Rhythm & Hues», «All Effects», «Thunderstone» и др. Мышонок не давался создателям легко! От идеи с оцифровкой движений пришлось сразу же отказаться - она сделала бы Стюарта чересчур человекообразным. Оставалась традиционная техника ключевых кадров. То есть все 140 минут жизни персонажа на большом экране были сняты по ключевым кадрам или просто «руками» (на жаргоне компьютерщиков). Тяжело было и живым актерам, которые на съемках должны были разговаривать с пустотой. Но, как говорится, нет худа без добра. На счастье живых персонажей создатели фильма придумали спецтехнологию «Синхромаркер» - движущуюся лазерную точку вместо виртуального Стюарта. И все же самым сложным было не это, а то, что актерская игра мышонка должна была убедительно вписаться в игру живых артистов. От этого зависел успех фильма! Отдадим должное «родителям» «Стюарта Литтла» - у них все получилось на высшем уровне.

Нельзя не упомянуть и еще об одном компьютерном блокбастере 1999 года – продолжении легендарной эпопеи «Звездные войны». К 25-летнему юбилею известнейшей картины Джордж Лукас решил преподнести зрителям нечто из ряда вон выходящее: так появился «Эпизод 1. Скрытая угроза». Фильм буквально насыщен сценами в искусственных средах. Это и величественная столица Набу, и подводный город Гунган, и бедуинские кварталы Татуина, и небоскребы Корусканта, и еще куча всяких «и». Для моделирования природных процессов также использовались цифровые технологии. Стоит отметить, что в этом плане компьютерные художники достигли больших успехов. Вот всего лишь один пример: сцены песчаных бурь в «Скрытой угрозе» были сгенерированы настолько искусно, что непосвященными зрителями это принимается за чистую монету. Но особенно «Эпизод 1» удивляет количеством виртуальных персонажей, коих в фильме было больше шестидесяти. Джар Джар Бинкс, Себулба, Ватто и многие другие – согласитесь, что они воспринимаются, как неповторимые индивидуальности, хотя это всего лишь компьютерные модели! Более того, все, что только можно было сделать с помощью компьютеров – было сделано. Над фильмом работали около 300 специалистов «Industrial Light & Magic» и ряда других студий. Хотите еще любопытных фактов? Из 2 200 планов «Скрытой угрозы» более 2 000 созданы посредством компьютера. Фильм обсчитывался на сверхмощных машинах «SGI», в которых суммарно находилось свыше 500 процессоров. Нехило, да?
Казалось бы, вот он апофеоз киноспецэффектов – живые актеры играют вместе с виртуальными! Но нет, человек решил пойти еще дальше. В 2001 году появляется фильм «Финальная фантазия. Духи внутри», в котором не было ни одной «живой» декорации и ни одного живого актера. Все персонажи фильма были созданы исключительно на компьютере, без сканирования реальных людей. Над оригинальным (но в то же время рискованным!) проектом трудились кинокомпания «Columbia Tristar» и студия «Square Pictures». Некоторые особо впечатлительные западные актеры даже заволновались, мол, если героя можно создать с помощью компьютера, то живые артисты скоро вообще останутся без работы! Однако, выход фильма не наделал никакого шума, и, по большому счету, остался незамеченным. Создатели «Финальной фантазии» попытались взять слишком высокую планку – заменить человека цифрой. В итоге фильм получился лишь очень качественно сделанным мультиком.

Хотя, если компьютерный человек вряд ли когда-то сможет соперничать с настоящим, то в мультипликации цифра имеет реальную возможность побороться с рисованными персонажами. В 2001 году компания «Dreamworks» выпустила нашумевшую анимационную ленту «Шрек». Кассовые сборы, которые принес мультик, превысили 200 миллионов долларов. В том же году «Pixar» выпускает «Корпорацию монстров». Монстры, конечно, были слабее Шрека, но успех мультик все же имел. Затем вышел еще один знаменитый мультфильм «Ледниковый период». «Успех уровня «Шрека» заставил больше людей говорить о компьютерной графике, и в конечном итоге открыл большие возможности для компьютерной анимации», - говорит вице-президент кинокомпании «Universal» Джон Сваллоу. - Думаю, что компьютерная графика начинает вытеснять традиционную анимацию. Это именно то, чего следовало ожидать от поколения, выросшего на цифровых картинках из видеоигр». С господином Сваллоу можно согласиться наполовину: что касается видеоигр и поколения на них выросшем, здесь, что правда, то правда. А вот по поводу компьютерной графики, которая уже прямо-таки вытесняет рисованные мультики, позволим себе не согласиться. Возможно, когда-то сие и произойдет, но не в ближайшее время точно.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии